Глава III. Походы Манаса в Среднюю Азию и Афганистан. Покорение Акунбешима
Аяр продолжал причитать и предсказывать:
- Куда мне бежать от этого Манаса, оставив берега Аван-Суу, где жило четыре поколения моих предков?
После этих слов, народ решил, что нужно перерезать путь движущегося войска. Разослали девяносто гонцов, чтобы известить народы Аралкёля, Курдумкёля, Сыр-Дарьи, гор. Чыйирчик, Олуя-Ата, Таласа и Мерке. Кечилы, жрецы калмыков, были посланы для поклонения идолу Кара-Булта. Двадцатитысячное войско во главе с Боомом, Бейшекелом, Кейменом, Ойроком было отправлено из Кетмалды (современный Балыкчы) сторожить путь и проходы. Они установили посты на горе Кызыломпол и увидели войско Манаса, когда оно подходило к Талды-Суу.
Когда отряды Манаса приблизились к Кетмалды, Бакай сказал:
- Если мы двинем все войско через Тосот, то в узком ущелье, где тесно, насбудет легко перебить. Поэтому лучше нам разделиться и пойти по ущелью отдельными частями.
Разбившись на несколько отрядов, они пошли по долинам, по склонам, хребтам и ущельям. В то время как старый Ошпур во главе семидесятитысячного войска двигался по Боомскому ущелью, из Байламтала раздался голос, подобный громовому раскату:
- Убирайтесь назад!
Разного вида зверье, страшные хищники преградили путь войску. Все это было наваждением волшебника - аяра Боома. Чтобы не пропустить войско дальше, он спустил на ущелье покров темной ночи, сбрасывал камни со скал, принимал облик аджидаров, готовых проглотить врага.
Но в войске Манаса нашлись два аяры Ырдык и Байгуш, которые рассеяли это наваждение и захватили в плен самого Боома. Таким образом, они благополучно миновали все препятствия.
Кёкчё покорил себе город Алмакоюр, столицу Илебин-хана, который погиб раньше в схватке с Манасом. Ему подчинялись Яркенд, Алма-Ата, Лепси, Чарым, Челек, Иле. Покорив эти города, Кёкчё взял себе в жены Буудайбек, дочь Чынг-шаа, брата Илебин-хана. В это время Кёкчё исполнилось двадцать лет.
Не желая покориться новому властителю, китайско-калмыкское население городов Каргалы, Каракоджура, Акташа, Улаана, Кереготы, Кешкель, направилось в Акунбешим.
Урбю, переправившись через Торайгыр, разгромил город Кеймен-шаха Дангул на Чон-Кемине. Там увидел он во дворце дочь шаха Ойсылхан с ее тридцатью подругами, пленился ею и взял себе жены. Затем из Чон-Кемина он отправился к Боролдаю на Кичи-Кемине, где правил Бейшекел.
Разбив врагов при входе в Боомское ущелье, двигался и Бакай со своим войском, шел и Кокчё, гоня противника за перевал Каштек. Разгромленные враги сокрушались:
- Напрасно мы бежали, лучше было бы покориться!
Поэтому перевал получил название Каштека, что значит: напрасное бегство. В это время Манас, покорив Кызылсуу, приблизился к владениям Шамши-шаа, народ которого в страхе бежал в далекий Мерке.
Мунар и Кайып, идя по южному берегу Иссык-Куля, захватили Тон и Тосор. Приблизившись к Конуролену и Алабаш, они разделились: Мунар с пятидесятитысячным войском отправился на Кочкор, Кайып-хан со стотысячным войском двинулся на Карахаман, Балгарт, Солтонсары, Карасаз, Семизбель и захватил их. Они преследовали бегущее войско и загнали его в Ойджайлоо. Окрестности Ойджайлоо от несметного войска стали черными, наполнились шумом и гулом.